Главная » Статьи » Мои статьи

Свято-Покровский монастырь на Кубани (2-я часть)

74. Должность, духовная степень и имя: Послушница Анна Тульская.

Каких лет: 16.

Где и чему обучались: Неграмотная.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Крестьянка Анна Тульская.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1900 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

75. Должность, духовная степень и имя: Послушница Мария Тульская.

Каких лет: 20.

Где и чему обучались: Неграмотная.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Крестьянка Мария Тульская.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1899 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

76. Должность, духовная степень и имя: Послушница Мария Рябченкова.

Каких лет: 21.

Где и чему обучались: Неграмотная.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Крестьянка Мария Рябченкова.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1901 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

77. Должность, духовная степень и имя: Послушница Анна Доценкова.

Каких лет: 21.

Где и чему обучались: Дома грамоте.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Крестьянка Анна Доценкова.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1899 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

78. Должность, духовная степень и имя: Послушница Анна Проскурина.

Каких лет: 18.

Где и чему обучались: Дома грамоте.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Казачка Анна Проскурина

.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 19 апреля1902 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

79. Должность, духовная степень и имя: Послушница Дария Плутова.

Каких лет: 16.

Где и чему обучались: Дома грамоте.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Казачка Дарья Плутова.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1901 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

80.

Должность, духовная степень и имя: Послушница Евдокия Скорова.

Каких лет: 20.

Где и чему обучались: Неграмотная.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Крестьянка Евдокия Скорова.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1901 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

81. Должность, духовная степень и имя: Послушница Наталия Матвеева.

Каких лет: 20.

Где и чему обучались: Неграмотная.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Крестьянка Наталия Матвеева.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1900 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

82. Должность, духовная степень и имя: Послушница Устиния Александрова.

Каких лет: 22.

Где и чему обучались: Неграмотная.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Крестьянка Устиния Александрова.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1898 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

83. Должность, духовная степень и имя: Послушница Марфа Ивашинина.

Каких лет: 20.

Где и чему обучались: Дома грамоте.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Казачка Марфа Ивашинина.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1900 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

84. Должность, духовная степень и имя: Послушница Параскева Компанийцева.

Каких лет: 19.

Где и чему обучались: Дома грамоте.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Крестьянка Параскева Компанийцева.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1901 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

85. Должность, духовная степень и имя: Послушница Фекла Кузьмичева.

Каких лет: 18.

Где и чему обучались: Неграмотная.

Из какого звания, как в мире именовались, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где: Крестьянка Фекла Кузьмичева.

Как проходила и проходит послушания, не совершила ли особенных каких-либо по службе деяний и чем была награждаема: При сем монастыре с 1901 г., послушание общее.

Каких качеств и способна ли в послушаниях; если нет, то почему: Хороших качеств, способная.

К сему послужному списку Ставропольской епархии Кубанской области

Покровской женской общины Начальница монахиня Рафаила.

Благочинная рясофорная послушница Анна Воронова.

Мантийная монахиня Сергия.

ГКУ «Государственный архив Краснодарского края» (далее ГАКК) Ф. 801. Оп. 2. Д. 67. Л. 1-14. Рукописный подлинник. Помета: В Покровской общине благочинная рясофорная есть, подобало бы иметь и казначею, благочинный монастырей Архимандрит Мартирий.

№ 3

О преобразовании Покровской женской общины в женский общежительный монастырь

Указом Святейшего Синода

От 12 апреля 1904 года за № 3529, определено:

1) существующую в имении близ ст. Динской, Екатеринодарского отдела Кубанской области, Покровскую женскую общину преобразовать в женский общежительный монастырь, с наименованием его «Покровским», с таким числом сестер, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства;

2) настоятельницею сего монастыря назначить начальницу нынешней Покровской женской общины, монахиню Рафаилу.

Ставропольские епархиальные ведомости. № 9. 1904. 1 мая С.443.

№ 4

Посещение

Покровского женского монастыря Архиепископом Агафодором в мае 1906 года.

[…] Покровский женский монастырь оставался конечным пунктом составленного маршрута. Расстояние от станицы небольшое и в 7 часов вечера мы были у монастыря. Монастырь занимает красивое местоположение – у самой речки; кругом много хуторов и богатые станицы – Пластуновская, Динская, Васюринская и другие; тут же вблизи и железнодорожная станция. Судя по этим данным, монастырь обещает расти и развиваться; а в настоящее время он еще юный, только обстраивается. Храм один, деревянный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в виде молитвенного дома; соединен с помещением для настоятельницы и для некоторых сестер обители, - под одной общей крышей. Иконостас временный, небольшой; церковной утвари еще мало. Вообще на всем лежит печать начинающейся женской колонии. После обычной встречи в храме, Преосвященный удалился на покой, отпустив и нас – спутников своих на отдых, а местный священник начал совершать всенощное бдение. Обозрение обители отложено было на другой день. Из храма мы прошли сначала в помещение, отведенное для Его Преосвященства. Помещение это соединено непосредственно с внутренней частью храма к северной стороне и состоит из двух комнат: передней и спальни. На противоположной стороне идет такая же пристройка, тоже непосредственно связанная с внутренней частью храма, только обширнее и длиннее, состоящая из нескольких отдельных келлий, разделенных внутренним коридором. По одну сторону коридора мы насчитали пять изолированных одна от другой комнат - небольших, послуживших и для нас помещением; а по другую сторону - комнату-спальню, комнату-столовую и просторную гостиную. Неподалеку от этих покоев устраивается кирпичный двухэтажный большой корпус для помещения монашествующих.

Литургия 25 мая отслужена по рану местным священником. За литургией молился и Его Преосвященство, а после литургии, в сослужении четырех иереев, Архипастырь совершил благодарное молебствие, по случаю дня рождения Государыни Императрицы. Молящихся собралось довольно много из окрестных станиц и хуторов. Преосвященный, при выходе из храма, всех благословил.

Обозрение обители начал с двухэтажного кирпичного корпуса, построенного в 1904 году на южной стороне монастырской усадьбы. Длина здания 40 аршин, ширина 18 аршин. В нижнем этаже находятся: просторная трапезная (22 и 18 аршин), две комнаты для помещения сестер и кухня с кладовой. В верхнем этаже имеется 12-ть отдельных комнат, разделенных коридором, по шести с обеих сторон. Комнаты изолированы одна от другой, просторные, светлые; содержатся чисто, опрятно. В 2-х комнатах помещается по две сестры, а в 10 комнатах по три; для каждой имеются постели. В конце коридора небольшой балкон и наружная лестница для выхода из верхнего этажа. Есть внутри здания подъем на верхний этаж из трапезной. Здание прочное, красивое, вполне отвечает своему назначению. Вблизи этого корпуса имеется деревянное здание для школы, обложенное кирпичом, с просторным классом, комнатой для рукоделья, комнатой для учительницы и комнатой для послушницы, которая назначается для необходимых услуг и досмотра за школой. Отсюда Его Преосвященство направился осмотреть строящийся собор.

Собор строится хозяйственным способом из жженого кирпича, который делается тут же на своем заводе. Всего завод выделывает до 600 000 к[ирпичей] в год. Собор будет двухэтажный, обширный; внизу предполагается теплая церковь с несколькими кладовыми, вверху – просторный трехпрестольный храм. Храм обещает быть красивым. Замечательно, что собор и все другие постройки производятся без всяких определенных средств: на одни собираемые пожертвования и по мере их поступлений; но, благодаря энергии настоятельницы, работы кипят безостановочно, потому, что настоятельница и сама не покладает рук и других будит к деятельности. Вблизи собора на восточной стороне разводится сад во всю длину планового места и имеется пасека из 70 колодок. Далее на северной стороне усадьбы выстроены три корпуса: два турлучных и один деревянный, обложенный жженым кирпичом. Первый турлучный служит исключительно для помещения сестер. Он посртоен в 1897 году, - длиной в 30 арш. и шириной в 15 арш., - о 12-ти отдельных комнатах, изолированных одна от другой, с теплым внутренним коридором. Живет в этом здании 34 сестры. В помещениях соблюдается безукоризненная чистота и опрятность. Второй турлучный корпус, обшитый тесом, построен также в 1897 году, - длиной 30 арш., шириной 10 арш.

Здесь помещается с одной стороны хлебная, с отдельной комнатой для трех сестер, а на другой половине – просфорная. Третий деревянный корпус, построенный в том же году, длиной 26 арш. и шириной 10 арш. Живет в этом здании, в четырех больших комнатах, одиннадцать сестер. Всех насельниц числится 120. Квартира для священника находится за стенами обители. Дом небольшой, о четырех комнатах с коридором и кухней, деревянный, теплый. При доме имеется маленький дворик с необходимыми надворными постройками. Похвалить священническую квартиру, особенно в сравнении с этими постройками, нельзя. Следует озаботиться постройкой лучшего дома для монастырского священника, который несет большие труды и дает жизнь самой обители. Вне монастыря имеется еще несколько зданий: 1) гостиница с 10-ю номерами, построенная в 1904 году, 2) странноприимный дом, - о трех комнатах для странников и одной комнаты для сестер двух, построенный в 1905 году, 3) дом для помещения полицейского урядника и рабочих, построенный в 1900 году, два амбара, крытых железом и 5) сарай, заменяющий временно и конюшни. Там же, вне монастыря, разведен большой сад фруктовый и виноградный. Словом, юная обитель живет, развивается, обстраивается и обещает в недалеком будущем достигнуть такого же благоустройства и почетного положения, в каком находится теперь ее старшая сестра Марие-Магдалинская Черноморская пустынь. Его Преосвященство благодарил настоятельницу и старших сестер за найденный порядок и труды по устройству обители […].

Ставропольские епархиальные ведомости № 24, 1906 год, 16 декабря. С. 1316-1319.

№ 5

Покровский женский монастырь

в Кубанской области Ставропольской епархии

(Из путевых заметок паломника)

[примечание: автор статьи священник Алексей Воскресенский]

Когда путник, идущий по однообразной Кубанской степи, или пассажир, едущий в вагоне Ростово-Владикавказской железной дороги, утомленный однообразием расстилающегося перед ним ландшафта, ищет на чем бы остановить свое исключительное внимание, их взору за целые десятки верст расстояния внезапно предстает массив весьма большого храма с ярко горящими на главах его вызолоченными крестами. То – собор Покровского женского монастыря, приютившегося на одном из холмов волнообразной степи Кубанской, на берегу болотистой речки Кочеты, в 40 верстах от областного г. Екатеринодара и в 4-х – от железнодорожного полустанка «Пластуновка», среди разбросанных окрест его, то там, то сям, хуторов казачьих. Направляющийся к монастырю путник непрестанно видит его пред собою. Как спасительный маяк среди безбрежной Кубанской степи, как светлая звезда, он служит для него показателем верного пути, маня и привлекая к себе, под священную сень свою. Великая хвала благопопечительной настоятельнице обители, матери-игумении Рафаиле и ее сестрам, что путем чрезвычайных лишений, скорбей и слез, они смогли в такое короткое время воздвигнуть здесь такой прекрасный жертвенник Богу Живу, подобного которому далеко нет не только в окрестностях, но который бы сделал честь даже любому столичному городу. Как обстоятельства устройства настоящего великолепного храма, так и вообще вся история возникновения и постепенного развития обители до настоящего ее состояния включительно, безмолвно, но красноречиво говорят душе христианской о той непреложной истине, что близ господь всем призывающим Его, - всем призывающим Его во истине. Несмотря на сравнительно юное еще существование обители, история ее вполне заслуживает, чтобы быть предложенной для общего внимания.

На месте, где ныне существует Покровский монастырь, был хутор, принадлежавший вдове войскового старшины Анне Алексеевне Радченко (род. 26 июля 1820 года, † 16 апр. 1898 г.). На закате дней своих, уже глубокая и совершенно безродная старица, Радченко искренне пожелала, чтобы на принадлежавшем ей участке земли, некогда Высочайше пожалованном ее мужу, основана была женская обитель. С этой целью она подарила было сборщице Казанского женского монастыря, Воронежской епархии, монахине Архелае 123 десятины земли, обязав ее выполнить ее желание, для вечного ее поминовения здесь и ее присных. С Архелаей прибыло четыре сестры, в числе которых была и рясофорная послушница Татиана Кончакова – будущая строительница обители. С разрешения Ставропольского Епархиального начальства и святительского благословения Высокопреосвященнейшего Архиепископа (в то время еще Епископа) Агафодора они приступили к подготовительным работам. При участии бывшей владелицы скоро был выстроен небольшой деревянный храм (в 1907 году для лучшего сохранения его на будущее время обложенный кирпичом), имевший форму удлиненного квадрата, с несколькими келлиями при нем и другими необходимыми постройками. Скоро сюда собралось до 50 сестер и к ним был назначен временный священник. Но дальнейший рост вновь возникающего общежития должен был остановиться, так как Архелая была уже старицею преклонных лет, а забот и дела по зарождающейся обители была такая масса, что она, признавая себя не в состоянии справиться с ними, решила добровольно удалиться отсюда в свой монастырь. Это не представляло особых затруднений, тем более, что и дарственная запись на ее имя была сделана лишь домашним образом.

По удалении монахини Архелаи, А.А. Радченко, весь этот земельный участок передала вышеупомянутой рясофорной послушнице Татиане Федотовой Кончаковой, которая должна была довершить дело, начатое Архелаей. Под ее руководством дело пошло быстро. Собравшиеся сестры сами обрабатывали и землю, сами, собственными руками возводили турлучные здания, сами выгружали из вагонов известь, сами месили глину, сами ездили за кирпичом. Богатые искренним усердием и трудолюбием, они были богаты и поразительной бедностью, а тут еще случилось великое искушение: единственные четыре лошади были украдены кем-то. Но эти огорчения не ослабляли энергии начальницы и не умаляли усердия сестер ее. Они, молясь усердно, возлагали твердые упования на скорое наступление лучших дней. И вере их суждено было осуществиться.

Этому много способствовал Высокопреосвященнейший Агафодор, в феврале 1899 г. ходатайствовавший пред Св. Синодом об официальном утверждении общины с существованием при ней церковной школы. В ответ на это ходатайство Архипастыря, синодальным указом от 2 сентября 1899 г. постановлено: «учредить в имении крестьянской девицы Татианы Кончаковой, близ станицы Динской Кубанской области, женскую общину, с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, предоставив избрание и назначение начальницы общины усмотрению местного Епархиального начальства». 11 сентября и.д. начальницы назначена была Т.Ф. Кончакова, а днем официального открытия общины назначено было 10 октября.

В назначенный день прибывшим сюда накануне Владыкою совершена была литургия и открытие общины. Обращаясь к сестрам, Архипастырь говорил: «с разных сторон собрались вы сюда, дабы вместе, общими силами, трудиться для пользы общины и созидать собственное спасение. Да не оскудевает между вами искренняя вера и благочестие. Союз истинной христианской любви да укрепит между вами неразрывно полное братское единение! Взаимная заботливость ваша друг о друге до самоотвержения да устроит судьбу вашу ко благу и вечному спасению! Господь судил вам ныне быть причастниками великого и многознаменательного торжества – открытия в вас общины. Это – великая милость Божия! В горячей молитве вознесите сердца ваши к Господу Богу, чтобы Он всегда призирал на Вашу обитель, хранил ее от разных бед и напастей, утверждал вас в вере и благочестии, чтобы вы всегда были истинными христианками, послушными и преданными дщерями св. православной церкви, сохраняли между собою мир и любовь, и самоотверженно трудились для блага общины и своего вечного спасения». И не одно только открытие общины судил Господь Высокопреосвященнейшему Агафодору совершить здесь: в 1900 году он официально возвел ее на степень общежительного монастыря, а 10 сентября 1901 г. совершил закладку величественного соборного храма на месте существовавшего среди обители холма, на котором ранее из соседних станиц молодежь обоего пола производила свои игрища и увеселения.

С самого первого дня вступления своего в отправление обязанностей начальницы сначала сестра Татиана, а затем она же мать и игумения Рафаила, не жалея своих сил и не покладая рук неустанно трудилась в деле благоустройства своей обители. И матерь Божия , имени которой посвящена обитель, очевидным образом благословляла успехом ее начинания; сестры умножались (ныне в обители 120 сестер, из числа которых 7 мантийных монахинь и 40 рясофорных); несмотря на лукавое время всеобщего шатания умов и оскудения веры и благочестия являлись благотворители, своими посильными жертвами облегчавшие матери Рафаиле выполнение ее трудной задачи. Приступив в 1902 г. к созиданию величественного собора, она весьма много трудов положила для того, чтобы расположить благочестивых людей к жертвам на это богоугодное дело. Зато и собор, стоивший до 70 тыс. руб. вышел великолепным. Исполненный в древнем русско-византийском стиле, имеющий крестообразную форму, увенчанный 25 главами (5 больших и 20 малых), с ярко блестящими на нем вызолоченными крестами, он представлял собою грандиозное сооружение. Три широкие каменные лестницы ведут в верхний этаж его, залитый светом и поддерживаемый четырьмя массивными каменными столбами. Впрочем, верхний этаж его, где предполагается устройство трех престолов, еще не отделан, так как это потребует еще многих жертв, а у обители, истощенной постройкой собора, и других безотлагательно необходимых ей зданий, есть только весьма значительный долг разным лицам и не имеется ровно никаких средств. 6 июня 1908 г. в нижней части храма совершенно было освящение двух престолов: во имя св. мученика Агафодора и св. Алексия, Митрополита Московского, причем освящение первого престола совершено было Преосвященным Иоанном, Епископом Ейским, викарием Ставропольской епархии. Агафодоровский храм – дань благодарного сердца игумении и сестер к своему архипастырю за его святительское покровительство юной обители; Алексиевский – посвящен имени чудотворца всероссийского, которым назван Наследник Цесаревич. Деревянный иконостас нижнего храма высокой и художественной работы, исполнен под мрамор с таким искусством, что издали невозможно отличить его от настоящего; св. иконы – все академической живописи московского художника Епанешникова; потолок храма поддерживается четырьмя громадными каменными столбами. Здесь обращают на себя исключительное внимание богомольца св. иконы [Божьей Матери]: Скоропослушницы и великомученика Пантелеимона (обе афонской живописи), и в теплом храме – прекрасная копия с петербургской чудотворной иконы «Всех скорбящих радости», благочестно здесь чтимая. И если сооружение соборного храма было в свое время источником скорбей и туги сердечной, потребовавшим безмерных трудов, как от игумении, так и сестер, - зато теперь они имеют великое утешение наслаждаться им. Как гигант стоит он среди обители, и малыми детьми по сравнению с ним кажутся и теплый храм с примыкающим к нему каменным корпусом настоятельских келий, и каменная трапеза с ее круглою и высокою сторожевою башнею, с висящим на ней сигнальным колоколом, и двухэтажный каменный корпус сестринских келий, и два каменных одноэтажных корпуса, и один таковой же деревянный.

Но как ни благотворна была деятельность монастыря по созиданию храма, она не ограничилась только им одним. Одновременно, один за другим, возникали следующие здания для приема богомольцев, каменный дом для священника, саманное здание для школы грамоты, открытой здесь с 1900 года для хуторянских детей, такая же странноприемная, дом для сторожей, такой же дом на черном скотном дворе, деревянная ветряная мельница, не говоря о множестве других хозяйственных служб. Кроме того, благодаря трудам сестер, увеличен до весьма значительных размеров оставшийся после А.А. Радченко фруктовый сад, с виноградником при нем, и заведен новый, на восточной стороне обители, который, как и вся обитель, ограждается пока деревянным забором, простирающимся хотя на значительное пространство, но не могущим заменить собою каменной ограды, для сооружения которой, равно как и колокольни, обитель не имеет никаких средств. Вся внутренняя площадь монастыря покрыта тенистыми лиственными деревами, среди которых находится глубокий колодезь с чистою и вкусною водою, пред которым, - в каменном киоте, устроенном наподобие часовни, - образ Спасителя, беседующего при источнике с самарянкою.

Если и всегда жизнь здешних сестер была полна трудов и лишений, то они с ними, если так можно выразиться, отчасти сжились. Но были в жизни обители дни, когда великие бедствия обрушивались на нее совершенно неожиданно. Обитель, удаленная от многолюдных станиц и потому совершенно беззащитная, была пунктом, к которому стремились вожделения любителей чужой собственности, предполагавших в монастыре большие сокровища. И вот, много раз бывали случаи похищения монастырских лошадей (в разное время уведено более 25 коней), исчезавших совершенно бесследно, и еще более того – покушений на это, что заставило монастырь по необходимости, сооружать теперь каменный скотный двор. Был раз случай полного разгрома иконно-книжной лавки. Но ночь 13 марта 1906 г. должна быть не только навсегда памятной монастырю, но и записанной на летописных страницах его кровавыми письменами. В 12 часов ночи названного числа неизвестные злоумышленники, в количестве 25 человек, проникнув в ограду монастыря, выстрелами из ружей убили сторожа Илию, отличавшегося глубоким благочестием и ревностью в молитве и, встав у дверей коридоров при корпусах, не позволяли никому из сестер выйти на монастырь. Между тем, как одни из злодеев несли разведочно-сторожевую службу, другие перерезали веревки у колоколов, чтобы сестры лишены были возможности произвести тревогу. Некоторые из сестер, испуганные треском частых ружейных и револьверных выстрелов, производимых нападавшими, укрылись в настоятельских кельях, другие не решались выглянуть из келий. В это время одна сестра, направлявшаяся к звоннице, была ранена злодеями, но не опасно; другая же, 18-летняя кроткая клирошанка-послушница Татиана Неелова, отличавшаяся особенным усердием к храму Божию и любовью к молитве, с молитвою на устах спешившая к колоколам, чтобы дать знать посредством их к окрестному населению о переживаемом обителью страшном моменте, четырьмя выстрелами была убита наповал. Так прекратилась ее юная жизнь, и она, вместе со стражем дома Господня, убиенным Илией, предстала пред Господом ходатайствовать об обители и о спасении живущих в ней! Когда на дворе происходила эта драма, часть шайки безбожных злодеев, отбив церковные двери, беспрепятственно хозяйничала в храме. И ужасно было это хозяйничанье их! Все с престола и жертвенника было сброшено на землю, тумбы под иконами, ящики и комоды разбиты, кружки взломаны, облачения перерыты и брошены на пол. Проникнув к жившей рядом с храмом послушнице-старице, о которой ходила молва, что она имеет деньги, - разбойники отняли у нее 1900 р. А в это время беззащитные монахини и сестры в кельях настоятельницы усердно молили Матерь Божию о спасении. И что же? Злодеи, хозяйничавшие здесь 2 с половиной часа, не тронули даже дверей, ведущих из храма в кельи игумении. Между тем одной из сестер другого корпуса удалось через окно благополучно и незаметно выбраться за ограду, которая и поспешила известить живших в 3-4-х верстах от обители казаков о происходящем здесь. Оседлав лошадей, казаки тотчас же бросились в станицу за помощью. Услышав конский топот и сообразив, что им грозит скорая опасность, злодеи оставили монастырь, унося с собою часть церковной утвари, никем не преследуемые, и даже впоследствии ни один из них обнаружен не был. Прибывшим вскоре после того властям предстала только печальная картина полного разрушения храма и два бездыханных тела убиенных рабов Божиих Илии и Татианы. Это и побудило обитель принять меры к охранению себя на будущее время от возможности повторения подобных прискорбных случаев. Устроена была круглая, довольно высокая каменная башня, где две сестры дежурят каждую ночь; нанят полицейский урядник и поселено до 5 человек стражников на жаловании и содержании от монастыря. Но не эти меры, конечно, соблюдают обитель, а милость Господня и благодатный Покров Божией Матери.

Таким образом, Господу благоугодно было до настоящего времени вести юную обитель тернистым путем скорбей и напастей. Пожелаем от души, чтобы время испытаний ее миновалось, и живущие здесь сестры вкусили сладкий покой безмятежного о Бозе жития, помышляя лишь о едином на потребу; матерь же Божия выну да покрывает обитель благодатным и честным своим омофором!

Ставропольские епархиальные ведомости № 43, 1908 год, 25 октября. С. 1396-1404.

№ 6

Информационное письмо

Землеустроительной комиссии Екатеринодарского отдела Ведомства земледелия Кубанского краевого Правительства в Старокорсунскую землеустроительную комиссию о предоставлении Св-Покровскому женскому монастырю земельного участка

4 октября 1919 года № 808

г. Екатеринодар

Землеустроительная комиссия Екатеринодарского отдела сообщает для сведения и исполнения, что Постановлением [заседания] названной Комиссии, состоявшемся 27-го Сентября с/г., Покровскому монастырю предоставлено в пользование из принадлежащего ему участка земли в юрте ст. Динской: 12 дес. – бесплатно, а остальные 108 дес. – на арендном праве по средней арендной цене.

Приложение: заявление Покровского монастыря за № 49

Непременный член

Верно: Секретарь /подпись/

ГАКК. Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 303. Л. 1.Машинописный подлинник.

№ 7

Постановление отдела юстиции Кубано-Черноморского областного исполнительного комитета

25 июля 1921 года

г. Краснодар

1921 года Июля 25-го дня. Заведующий Отделом Юстиции Кубчероблисполкома К.К. Краснушкин, принимая во внимание, что согласно ст. 12 Декрета об отделении церкви от государства и Инструкции к нему, изданной Н.К.Ю., печати и штампы религиозных обществ и церковных управлений, как непользующихся правами юридических лиц, подлежат отобранию, ПОСТАНОВИЛ: печать и угловой штемпель Покровского женского монастыря изъять в Отдел Юстиции.

ЗАВОТЮСТ /подпись/.

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 246. Л. 23. Машинописный подлинник.

№ 8

Постановление коллегии Подотдела «Колхоз Земельного отдела» Кубано-Черноморской области о переселении колонии для малолетних преступников в Св.-Покровский монастырь

6 мая 1921 года

г. Краснодар

ОБКОЛХОЗ в своем постановлении Коллегии от 6 мая с/г. постановил: колонию малолетних преступников из монастыря Марие-Магдалиновской пустыни переселить в Покровский монастырь около ст. ПЛАСТУНОВСКОЙ. Лепрозорий же (колонию прокаженных) предлагает ОБЛЗДРВОТДЕЛУ перевести в Архиерейское подворье в 10 верстах от Покровского монастыря на речке «Вторые Кочеты».

ЗАВОБКОЛХОЗОМ /подпись/

ЗАВОРГАНОТ /подпись/

Секретарь /подпись/

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 246. Л. 24. Машинописный подлинник.

№ 9

Письмо Кубано-Черноморского облисполкома в областной отдел юстиции о необходимости срочного закрытия Покровского женского монастыря

5 мая 1921 года № 6546

г. Краснодар

Кубчероблисполком предлагает вне всякой очереди сделать распоряжение о немедленном и безоговорочном выселении монахинь из Покровского монастыря близ станицы Пластуновской, взять на учет все монастырские угодья с живым и мертвым инвентарем и передать таковые в распоряжение Кубанско-Черноморского Областного приюта. Об исполнении немедленно донести.

ПРЕДКУБЧЕРОБЛИСПОЛКОМА /подпись/

Секретарь /подпись/

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 246. Л. 26. Машинописный подлинник.

№ 10

Письмо заведующего подотделом «Колхоз» земельного отдела Кубано-Черноморской области в областной отдел юстиции об организации трудовой коммуны послушницами Покровского женского монастыря

28 июня 1921 года № 1815

г. Краснодар

В виду возбужденного ходатайства послушницами бывшего женского Покровского монастыря, близ ст. Пластуновской, об организации им с/х трудовой коммуны, п/отдел Обколхоз Кубчеробземотдела просит срочно сообщить, по чьему распоряжению были заняты монастырские помещения колонией исправительного приюта малолетних преступников и на каких основаниях и кем именно было передано имущество монастыря.

Завобколхозом /подпись/

/Делопроизводитель (подпись)/

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 246. Л. 35. Машинописный подлинник.

№ 11

Акт об изъятии денежных средств Покровского монастыря, ликвидационным подотделом отдела юстиции Кубано-Черноморского облисполкома

28 июня 1921 года

г. Краснодар

28 июля 1921 года. Мы, нижеподписавшиеся: секретарь Ликвидационного подотела П.А. Борисов и казначей Отдела Юстиции В.К. Трещанович, проверив, согласно поручению Завотюста т. Краснушкина изъятые из Покровского монастыря деньги, нашли их в количестве одного миллиона четырехсот тридцати семи тысяч рублей 26 коп. /1.427.838 р. 26 к./ и 15 пфеннингов/ бумажными знаками 1.427.823 р., серебряной монетой 1 р. 05 к. и 2 монеты в 10 и 5 пфеннингов и медной монетой 14 р. 21 к.

Секретарь ликвидационного отдела П/отдела /подпись/

Казначей Отюста /подпись/

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 246. Л. 36. Машинописный подлинник.

№ 12

Справка заведующего подотделом заготовок Краснодарского отдельского продовольственного комитета о сдаче пяти пудов зерна насельницами Покровского женского монастыря в пользу государства

12 августа 1921 года

г. Краснодар

Вследствие личного запроса представителя партийно-следственной комиссии партии Р.К.П. /б/ настоящим заявляю, что приблизительно около 10 июня с/г. в канцелярию Отпродкома явился агент ст. Динской тов. Украинский Василий, который предъявил письменное желание Покровского женского монастыря на сдачу в пользу государства пяти тысяч пудов зерна, находящегося на территории помещений названного монастыря. Агенту членом Коллегии т. НАТОЧАННЫМ было сделано распоряжение о немедленном принятии этого зерна и доставке его в ближайший ссыпной пункт. По донесению агента зерно находилось: в амбаре, под полом, на чердаке хлебопекарни и в базах. Зерно с 8 июня вывозилось на ссыппункт ст. Динской, а в последнее время, по распоряжению Облпродкомиссара автомобилями в гор. Краснодар. Всего вывезено приблизительно пять с половиной тысяч пудов.

Завед. п/отд. заготовок Краснод. Отпродкома /подпись/

12 августа 1921 г.

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 246. Л. 42. Машинописный подлинник.

№ 13

Постановление коллегии Кубано-Черноморского областного Земельного отдела о положении в Покровской женской общине

8 июля 1921 года

г. Краснодар

Заслушав ряд докладов о положении в хозяйстве Покровской Женской общины Коллегия Облземотдела постановляет:

1) Уборку урожая 1921 г. произвести в так называемой Покровской трудовой с/х земледельческой производственной артели «ПРАВДА».

2) Устранить от всякого вмешательства в дела земледельческого хозяйства колонию малолетних преступников.

3) Предписать колонии передать всё имеющее отношение к сельскому хозяйству артели, как то с/х орудия, живой инвентарь, складочные помещения и т.п. и т.д. по соответствующим актам в присутствии Завстанзем-отделом ст. Динской тов. БОНДАРЕВА.

4) Наблюдение за исполнением этого решения возложить на Отземотдел Краснодарского отдела.

Председатель Коллегии Грановский

Члены: Ирбе, Юдин.

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 246. Л. 44. Машинописный подлинник.

Категория: Мои статьи | Добавил: Администратор (25.03.2017)
Просмотров: 442 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar