Главная » Статьи » Мои статьи |
Последняя святая обитель, открытая на Кубани в дореволюционные годы
Последняя святая обитель, открытая на Кубани в дореволюционные годы, – Новопокровский женский монастырь, расположенный в земельном юрте Динской станицы.
Динская община монашествующих сестер Документы Государственного архива Краснодарского края, хранящиеся в фондах 574 (дело 3644) и 719, дают возможность проследить историю становления и развития этой обители. Возникновение монастыря на Динской земле связано с именем Татьяны Федотовны Кончаковой (в монашестве Рафаилы), крестьянки из Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Родилась она приблизительно в 1863 году. Была обучена грамоте, хорошо писала, читала, считала, владела рукоделием. Природный ум, который ее наделил Всевышний, домашнее образование, полученное от родителей, в сочетании с энергией Татьяны Федотовны сыграли положительную роль, когда она занималась созданием первой в Динской земле святой обители. В 19 лет Татьяна была определена в послушницы Казанского женского монастыря около города Воронежа. Послушание проходила первоначально рукодельницей, а через три года стала также постоянно петь в церковном хоре. В 1889 году двадцатисемилетняя Татьяна Кончакова облачена в рясофор в Казанском (близ Воронежа) монастыре, то есть приняла первую низшую ступень монашества. Чтобы были понятны некоторые детали дальнейшего рассказа, отвлечемся от нашего повествования и расскажем непосвященным, как протекало монашество в русских православных монастырях. Чтобы достичь высшей степени монашеского пострига, необходимо было пройти в святой обители несколько ступеней послушания. Сначала готовившиеся быть монахинями становились послушницами. Они выполняли определенные работы и несли какие-либо обязанности, необходимые для монастыря. Подобные работы и обязанности назывались послушанием. По прошествии некоторого времени послушница, если она была подготовлена, вступала в первую степень монашества – ее облачали в рясофор. Рясофор – это низшая степень пострига, подготовительная стадия. Рясофорная монахиня облачена в черную рясу, носит черный клобук, четки. При пострижении в рясофор монахиня могла получить новое имя, не давала никаких обетов и готовилась к принятию малой схимы. Малая схима, или пострижение в мантейные монахини, – вторая, более высокая степень пострига. Монахиню при этом облачают в черную мантию, она дает обеты послушания, нестяжания и девства. Пострижение в мантейные монахини сопровождается изменением имени. Самая высшая степень монашеского посвящения, с более жесткими обетами – великая схима. Велико-схимных монахинь в Динской общине и в Покровской обители не было. В мае 1895 года Татьяна Федотовна Кончакова вместе с матушкой Сергией оказываются на Динской земле. Матушка Сергия – в миру крестьянка Софья Васильева – была намного старше Т. Ф. Кончаковой, она родилась примерно в 1819 году. Чуть более тридцати лет было Софье Васильевой, когда она овдовела. С 1852 года проходит она послушание в самарском Иверском монастыре. Здесь в 1883 году приняла монашеский постриг, стала мантейной монахиней Сергией. Когда прибыла она на Кубань вместе с Т. Ф. Кончаковой, было ей 76 лет. Естественно, все хлопоты по созданию монашеской женской общины во имя Покрова Богородицы взвалила на свои плечи более молодая деятельная Татьяна Федотовна. Но и матушка Сергия вносила посильный вклад в это благое дело. Обе женщины так энергично продолжали свое святое начинание, что вскоре Покровская община монашествующих сестер в Динской существовала. А через пять лет, в 1900 году, матушка Сергия была благочинной в этой общине. В ее обязанности входило следить за сохранением внешнего порядка и за нравственным поведением послушниц. Как более старшая по возрасту, мудрая Сергия толково исполняла доставшееся ей послушание.Динской земельный юрт Но община не могла существовать без земли, необходимо было добывать средства для жизни монахинь и послушниц. Чтобы разобраться в этом вопросе, надо понять, как в конце 19, начале 20 веков складывались земельные отношения в Кубанском казачьем крае и каково было положение с землей в Динском юрте – земельном наделе станичного общества.Еще в 1870 году было принято "Положение об обеспечении генералов, штаб- и обер-офицеров и классных чиновников Кубанского и Терского казачьих войск земельными участками в потомственную собственность." До этого вся земля принадлежала войску. Войско получило ее как "пожалование" от Екатерины Великой на вечные времена. Каждый казак, член войска, получал земельный пай в пользование, но не в собственность. Он не мог эту землю продать, подарить, передать в наследство. Это была плата за службу. После принятия названного "Положения…" в юртах станиц, расположенных на территории современного Динского района, стали возникать земельные участки, находящиеся в частной собственности. Эти участки можно было продавать, покупать, закладывать, сдавать в аренду, передавать наследникам полностью и по частям. Подобные потомственные земельные наделы в быту называли "офицерские", хотя владельцами их были не только офицеры, но и их вдовы, члены семей и войсковые чиновники. Из земельного юрта Динской станицы в соответствии с "Положением…" в "офицерскую" потомственную собственность выделили земли войсковому старшине Роману Малишевскому – 120 десятин, сотнику Василию Соколянскому – 120 десятин, дочери отставного войскового старшины Александра Орлова – 88 десятин, вдове есаула Левченко Дарье – 120 десятин, вдове полковника Волкодава – 240 десятин, сотнику Кирилу Теренцу – 85 десятин, войсковому старшине Эрасту Вербицкому – 240 десятин, и другим. Всего было нарезано 19 потомственных участков. Это составило 1735 десятин удобной для пахоты земли. То есть из станичного земельного юрта, который располагал 17 377 десятинами, 1735 десятин превратили в "офицерские" участки. Даже не имея под рукой калькулятора, "на глазок", видно, что почти одна десятая часть станичной общественной земли сразу стала частнособственнической (с правом продажи). Причем это лучшая в Динском юрте земля: на левом берегу 2-й речки Кочеты и на правом берегу Первой речки. Заметим, кстати, что десятина – это гектар и девять соток. В частную собственность получила 123 десятины 800 квадратных саженей Анна Алексеевна Радченко – вдова войскового старшины Ивана Радченко. Участок Анны Алексеевны находился в верховьях 2-й речки Кочеты, где ныне находится поселок Украинский. Здесь на левом берегу реки находился хутор вдовы – несколько хат-мазанок. В госархиве Краснодарского края удалось мне найти карту (если точнее – план) "Юртового довольствия станицы Динской". Карта была снята войсковым портупей-юнкером Кузьмой Моренко в конце 70-х годов 19 века. Масштаб карты – в одном английском дюйме – две с половиной версты, или, если перевести на современную десятичную метрическую систему, приблизительно один километр в одном сантиметре. Крупный масштаб. Эта карта дает представление, где располагались частнособственниче-ские участки. 2-я речка Кочеты служила границей между земельными юртами Динской и Пластунов-ской станиц. Вниз по реке от владений Анны Радченко располагались на левом берегу хутора Гребенки, сотника Тарановского и других. Против хутора Тарановского была гребля через речку, и от гребли в северо-западном направлении шла дорога на Пластуновскую. От гребли до станицы было совсем немного, не более пяти верст. И чуть побольше было до Динской станицы. Дорога на Динскую шла на юго-запад мимо земель динских священнослужителей, через обширные земли войскового старшины Эраста Вербицкого, оставляла по правую сторону общественный лес станицы Динской. Лес этот занимал угол, образованный слиянием Первой и Второй речек Кочеты. Ныне от леса ничего не осталось. В 1887 году через него прошла Владикавказская железная дорога. Остатки леса вырубили после Гражданской войны, а после Великой Отечественной на запад от железнодорожного полотна правый берег Первой речки стал застраиваться.Монашествующие сестры приобретают землю В 1897 году престарелая Анна Алексеевна Радченко почувствовала, что ей трудно вести хозяйство на основе большого земельного участка, полученного в наследственную собственность. Более четверти века она одна справлялась с обширными землями на левом берегу второй речки Кочеты. Теперь она решила полностью перейти на содержание сестер Динской монашествующей общины. Оценщики назвали цену ее земле – одна тысяча золотых царских рублей, и Анна Алексеевна 20 мая 1897 года оформила дарственную грамоту на имя крестьянки Тамбовской губернии Кирсановского уезда Татьяны Федотовны Кончаковой. В дарственной, в частности, отмечалось: "Дар этот учиняется с тем условием, что я, Татьяна Кончакова, должна от сего числа ежемесячно выдавать Радченко до ее смерти по пятнадцать рублей наличными деньгами вперед за каждый месяц и кроме того давать ей помещение с отоплением, освещением, прислугою и со столом и вообще содержать ее на свой счет в приличной и соответствующей ее званию обстановке". Земли, которые получила Т. Ф. Кончакова, использовались для нужд общины монашествующих сестер. Это способствовало более быстрому росту общины. В 1898 году в общину поступает Агафья, кровная сестра Т.Ф. Кончаковой, в миру – Кончакова Агафья Федотовна. С десятилетнего возраста проходила она послушание певчей и рукодельницей в Казанском монастыре в Воронежской губернии. В этом монастыре в 18-летнем возрасте, в 1890 году, облечена она в рясофор. В покровскую женскую общину Агафья приходит, когда исполняется 26 лет, и проходит здесь послушание, "ревностно и усердно", уставницы и регентши. Через год в общине появляется еще одна родная сестра Татьяны Федотовны – четырнадцатилетняя Елена (Елена Федотовна Кончакова). В 1899 году Священный Синод одобрил создание женской монашеской общины в Динской, и с этого года Т. Ф. Кончакова начинает исполнять должность начальницы Покровской общины, а 16 ноября 1901 года она утверждена в этой должности. Несколько раньше, летом этого же года, 21 июня, Татьяна Федотовна Кончакова подарила Покровской женской общине 123 десятины 800 квадратных саженей удобной для пашни земли, полученной ею в свое время в подарок от вдовы войскового старшины Анны Радченко. Дарственная сделка была заключена в Екатеринодарской конторе нотариусом Иваном Архиповичем Кияшко, в присутствии благочинного церквей второго округа Кубанской области священника Александра Максимовича Тихомирова, проживающего в станице Медведовской. Земля дарилась с условием, которое было записано так: "Дар сей я, Татьяна Федотовна Кончакова, учинила Покровской женской общине с тем условием, что даримая мною земля полностью будет составлять собственность Покровской общины только во время управления мною, Кончаковою, этой общиной. В случае же моей, Кончаковой, болезни или если я буду удалена от должности начальницы общины, то я, Кончакова, оставляю для обеспечения себя до смерти в свое пользование сорок десятин земли, которые после моей смерти опять поступают в пользу Покровской общины".Община превращается в монастырь 29 марта 1902 года Татьяна Кончакова в Покровской женской общине принимает малую схиму. Ее облачают в черную шерстяную мантию. Новое имя мантейной монахини – Рафаила. И в этом же году был опубликован послужной список настоятельниц, монахинь и послушниц Покровской женской общины Ставропольской епархии в Кубанской области. Сохранившийся в госархиве документ говорит о значительном росте общины монашествующих сестер. В ней, согласно послужному списку, отмечено 85 насельниц (мантейная, рясофорные монахини, послушницы). Кроме начальницы общины, благочинной, уставницы и регентши, занимавших начальственные должности, монахини выполняют послушания криторши, экономки, ризничихи, пономарки, башмачниц, просфорницы, коверщиц, белошвеек, чтиц, трапезниц; занимаются садоводством, хлебопашеством, пчеловодством. 51 насельница общины происходит из крестьян, 26 – из казачек, 7 – мещанского сословия и одна – духовного звания. Приобретение монашествующими сестрами земли способствовало быстрому становлению хозяйства, росту благосостояния общины. В 1904 году указом святейшего Синода Покровская община Ставропольской епархии в Кубанской области обращена в женский общежительный монастырь во имя Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Поскольку Покровский монастырь в епархии уже был, монастырь у станицы Динской все чаще именовали Новопокровским. Вновь созданный монастырь был нештатный, значит, не находился на войсковом бюджете, а существовал исключительно на свои средства. Вскоре полностью изменился внешний облик вдовьего хутора на берегу 2-й речки Кочеты. Вместо нескольких турлучных и саманных хат, крытых камышом, появились каменные строения. Два храма возвышали свои купола над ними. Один храм был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы. Другой – высокий, двухъярусный, с пятью приделами. Монахини трудились на монастырских землях. Кропотливым трудом создавали они богатства обители, занимались хлебопашеством и животноводством. В их распоряжении были хлебопекарня, прачечная, пасека, сельскохозяйственный инвентарь, амбары, мастерские, где было налажено производство ковров, вышивание шелком, швейное дело, работала живописная мастерская. Ежегодно весной, когда в соседней Пластуновской устраивалась Вознесенская ярмарка, монастырь выставлял на продажу товары своего производства: ковры, вышивки, швейные изделия, сельхозпродукцию. В монастыре был фруктовый сад, засаженные огороды. Кроме храмов в монастыре были бытовые и хозяйственные постройки, школа для детей окрестных жителей, где учили бесплатно; гостиница для богомольцев и паломников. Здесь также были покои для настоятельницы, кельи, трапезная с кухней, больница, аптека. Созданная на динской земле святая обитель – популярная и широко известная на Кубани – пользовалась огромным уважением среди казаков и казачек. Многие стремились побывать в ее стенах, сюда ходили на богомолье паломники, стремились подарить что-нибудь на поминовение своей души и своих близких, жертвовали деньгами, иконами, драгоценностями, книгами; приходили потрудиться во благо святой обители, помочь в строительстве. Бесхитростные сердца казаков и казачек горели желанием угодить Богу, сделать добро людям. Особенно многолюдно в монастыре было 1 октября (14 октября по современному календарю) – в день Покрова Богородицы. Это был престольный монастырский праздник. По-праздничному торжественно звенел благовест с колокольни храма Покрова. В монастырской гостинице не хватало места для многочисленных паломников. Все пространство у стен монастыря было заставлено арбами, повозками, телегами, колясками. Приезжали из ближних станиц: Пластуновской, Динской, Васюринской, Старомышастовской; а также из Новотитаровской, Старокорсунской, Нововеличковской, Сергиевской, Медведовской, Кореновской, Марьинской, Елизаветинской, Пашковской и других. Все спешили посетить обитель в ее главный храмовый праздник… В дореволюционное время 30 июня и 1 июля 1909 года землемер Оленин в присутствии доверенных от общества станицы Динской и настоятельницы монастыря игуменьи Рафаилы произвел новое размежевание земли и установил к возобновлению межевые знаки, отметив принадлежавшие обители земли. Это было последнее межевание земли. Далее наступили новые времена…Большевистские преобразования Первое время после большевистского переворота сестры Новопокровского монастыря находили общий язык с новой властью. Обе стороны сначала относились лояльно друг к другу. Мне удалось найти архивный документ, в котором Динской сельский совет в апреле 1921 года отмечал хорошее состояние посевов, огорода и сада в монастыре. Более того, сельский совет подчеркивал, что монастырь перевыполнил план хлебной разверстки. Но это было на заре Советской власти. Со временем экономические преобразования, проводимые коммунистами, обострили социальные отношения. С началом коллективизации сельского хозяйства особенно острые противоречия наблюдались в борьбе за хлеб и в борьбе коммунистов с православной верой. В станицах были созданы комитеты содействия хлебозаготовкам. Члены этих комитетов – комсодовцы – ходили по всем без исключения крестьянским и казачьим дворам, искали хлеб и забирали все подчистую. Антирелигиозная борьба к концу 20-х годов тоже достигла своего апогея. В 1928 году был сожжен храм Андрея Первозванного в Новотитаровской. А 24 октября 1931 года комсодовцами в станице Динской был убит дьякон Свято-Троицкой церкви Ипатий Никифорович Панчишный. Тело его бросили под колеса товарного поезда. И. Н. Панчишный был дьяконом с 1919 года… Дом его конфисковали. После его убийства срочно вынужден покинуть станицу священник Свято-Троицкой церкви отец Николай (Николайченко) вместе с женой и четырьмя детьми. Был ликвидирован и Новопокровский монастырь. 11 декабря 1931 года на базе хозяйства монастыря создан птицесовхоз № 27. В одном из двух келейных домов было устроено жилье для рабочих. В каждой келье проживало 3-4 человека. В подвале дома установили инкубатор. В отдельно стоящем доме игуменьи разместилась контора птицесовхоза. В большом доме – монастырской трапезной – разместили совхозный клуб. На главном храме Покрова Богородицы вместо креста на куполе установили пятиконечную звезду, обтянутую красной материей. На Первомайские и Октябрьские праздники внутри зажигали электрическую лампочку, и звезда горела красными лучами. Не звонил теперь большой колокол в золотые осенние дни Покрова Богородицы. От большого, богатого многоотраслевого монастырского хозяйства ничего не осталось. Разводили только кур. Серьезными экономическими успехами новое хозяйство не блистало. Во время войны немецкая авиация усиленно бомбила монастырскую церковь, чтобы лишить нашу армию хорошо видимой высокой точки для "привязки" артиллерии. Но бомбардировки не смогли полностью разрушить монастырь. После войны администрация совхоза № 27 с разрешения одного начальства стала разбирать кирпичные здания монастыря, чтобы добыть материал для строек совхоза. Администрация ввела "трудовую повинность" – каждый рабочий совхоза должен был ежегодно (помимо основной работы) очистить 200 штук кирпичей. Работа эта очень трудоемкая. Здания монастыря сложены были на прочнейшем растворе, который с необычайной слож-ностью отделялся от кирпича. Монастырские постройки до конца не были разрушены. Многие из них дожили до наших дней. Вследствие административной неразберихи совхозное руководство от другого начальства получило выговор "за разрушение исторических ценностей", хотя с самого начала с монастырем поступили по-варварски. Брать "под историческую защиту" уже давно было нечего… В 80-е годы прошлого века птицесовхоз № 27 был переименован в Динскую птицефабрику. Выросший около него поселок стали называть Украинским. Динская птицефабрика достигла наибольшего экономического развития. Она ежегодно выпускала свыше 4 тысяч тонн мяса бройлерных цыплят. Каждый такой цыпленок до товарного веса – 1200 граммов – откармливался на фабрике 54 дня. Экономические успехи 80-х годов ХХ века дали возможность руководству Динской птицефабрики построить прекрасный Дворец культуры. Современный интерьер, картинная галерея, зрительный зал на 400 мест и заключенный администрацией договор со многими эстрадными звездами того времени на проведение здесь концертов дали повод называть Дворец культуры поселка Украинского "Филиалом краевой филармонии". На концерты, устраиваемые во Дворце культуры птицефабрики, приезжали из многих станиц района. Здесь прошли творческие вечера композиторов Яна Френкеля, Родыгина, певцов Юрия Гуляева, Эдуарда Хиля, Валентины Толкуновой. В период перестройки показатели экономического развития поселка Украинского и птицефабрики снова были отброшены назад. …Так и сложилась судьба первой на Динской земле святой обители – Новопокровского женского монастыря. | |
Просмотров: 821 | |
Всего комментариев: 0 | |