Главная » Статьи » Мои статьи |
История Покровского монастыря близ станиц Динской и Пластуновской Кубанской области Игумения Неонилла (Кузьмина) «Кровь праведников – единственное на земле писание, которое стереть невозможно» святитель Николай Сербский Предлагаем вашему вниманию текст исследования игумении Неониллы (Кузьминой), настоятельницы женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара о судьбе одной из женских обителей Кубани.Кубанская земля не богата монастырями. На Кубани в годы жестоких богоборческих репрессий против РПЦ были закрыты и разрушены все монастыри, но до настоящего времени не все восстановлены. Тем дороже для сердца православного человека, а тем более монашествующего, история каждой обители, даже если ее уже нет. Ведь у Бога все живы. Один из полностью разгромленных богоборцами на Кубани и до сих пор не восстановленных монастырей – Покровский женский. Для восстановления его истории игумения Неонилла и насельницы женского монастыря «Всецарица» г.Краснодара, имеющего подворье в Динском районе, провели литературный и архивный поиск, побеседовали с потомками очевидцев событий. История Покровского монастыря вблизи станиц Динской и Пластуновской была короткой. Всего 25-30 лет (с конца XIX века по 20-е годы XX века) просуществовал он. Точной даты его разрушения и убиения подвизавшихся в нем монахинь пока не удалось найти. Так же, как и фотографий (по-видимому, строители «светлого будущего» позаботились уничтожить эти документы). В изданном в 2000 г. фотоальбоме «Кубань православная – первозванная», посвященном истории Православия и восстановлению на Кубани былой духовности, о Покровском женском монастыре нет ничего, кроме названия. Однако имеются опубликованные в печати и хранящиеся в государственных архивах пока никем не обобщенные сведения о создании Покровского монастыря, его развитии, духовной и хозяйственной деятельности. А также о деяниях богоборческой власти в 20-е годы, приведших к разграблению, а затем полному уничтожению этой большой, красивой и богатой женской обители. Выражаем глубокую благодарность сотруднику Государственного архива Краснодарского края Александру Владимировичу Бабичу за оказанную нам помощь. Образование и расцвет обители Пожелтевшая от времени брошюра с подробным описанием торжественного открытия Покровской общины в 1899 году преосвященным Агафодором сохранилась по промыслу Божию у одной прихожанки нашего монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Сестра ее бабушки, Евсеева Фекла, была насельницей Покровского монастыря и умерла в возрасте 18 лет. Узнав, что мы создаем в Динском районе подворье, женщина подарила нам эту брошюру – их семейную реликвию. Называется она «Открытие Покровской общины близ станицы Динской, Кубанской области», состоит из 16 страниц и издана в 1899 году в типо-литографии Т.М. Тимофеева (Ставрополь-Кавказ). Перепечатана она из «Ставропольских Епархиальных Ведомостей». Адрес общины указан такой: чрез Пластуновскую станцию Ростово-Владикавказской железной дороги в Покровскую общину. Эта территория тогда относилась к Ставропольской епархии. При открытии общины в ней уже было 50 насельниц, управляла ею сестра Татиана Кончакова, впоследствии ставшая игуменией Рафаилой. Найдены нами и еще насколько опубликованных исторических сведений о монастыре. Среди них – статья О.И. Шафрановой «Из истории создания женских монастырей на Северном Кавказе во второй половине XIX – начале XX вв.». Здесь начало создания общины описано так: «Новопокровская женская обитель (Покровский женский монастырь) образовалась по инициативе вдовы войскового старшины Анны Алексеевны Радченковой, которая пожертвовала земельный участок для устройства женского монастыря. Большую помощь в создании обители оказались монахини Ставропольского Иоанно-Марьинского монастыря, которые собирали средства для этого. К 14 октября 1896 года монахиня Иоанно-Марьинского монастыря Архелая построила на этом участке молитвенный дом, признанный благочинным готовым к освящению в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение состоялось 10 ноября 1896 года. Молитвенный дом был сделан из соснового леса, с одной главой, увенчанной металлическим крестом. С западной стороны к дому сделана пристройка из пяти комнат с особым крыльцом для житья монахинь. В 1897 году здесь проживали 64 монахини и послушницы. К 1903 году кроме молитвенного дома у общины имелось пять корпусов для помещения сестер, странноприимный дом, здание школы для детей из окрестных хуторов, дом для священников с надворными постройками, хозяйственный двор, строился большой кирпичный храм, заканчивалось строительство монастырской гостиницы. Как и в любой женской обители, при монастыре действовала школа смешанного типа. В 1914 г. в монастыре насчитывалось 114 монахинь». В «Ставропольских епархиальных ведомостях» № 20 за 1899 г. говорится, что участок земли, пожертвованный Анной Радченко для устройства женского монастыря «для вечного поминовения ее и ее присных», был солидный – 123 десятины (мы пересчитали на гектары – около 135 га). На первых порах, при участии Радченко, монахиней Архелаей быстро был устроен небольшой деревянный храм с келлиями при нем и другие необходимые постройки. Скоро записалось в общину и поселилось на участке до 50 сестер, был временно назначен и священник; но дальнейший рост общины приостановился: монахиня Архелая оказалась слишком старой и дряхлой, чтобы понести столь тяжелый труд, как изыскание средств и устроение обители. Увидев это и опасаясь, что ее надежды могут не сбыться, жертвовательница Радченко уничтожила дарственную на имя Архелаи и завещала весь участок проживавшей в числе сестер общины девице крестьянке Татьяне Федотовой Кончаковой, которая и довершила дело, начатое Архелаей. (Анна Радченко почила в 1898 г., и мы в монастыре «Всецарица» молимся за нее, т.к. она, жертвуя землю для устройства Покровского монастыря, завещала молиться о ней). Из статьи С.А. Раздольского «Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа» (опубликована в Южнороссийском обозрении в Ростове-на-Дону, выпуск 33) мы узнали важные подробности о строительстве главного храма монастыря – величественного и великолепного Покровского собора. «…На правом берегу реки Кочети, среди офицерских участков, где находились хутора, располагалась Покровская женская община. Сама община находилась на некотором возвышении, а на самом высоком месте был построен храм. Общину возглавляла мать Татиана со старшими сестрами. В храме служили три священника, старшим из которых был отец Филипп Николайченко. При закладке храма в основание главного алтаря была положена цинковая доска, на которой написано: «При державе Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, в лето 1901 года, в 10 день сентября, совершена закладка сего храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы преосвященным Агафодором, епископом Ставропольским и Екатеринодарским, в управлении общиной начальницы матери Татианы (Федотовой Кончаковой)». Планировалось, что закладываемый храм должен стать одним из лучших в епархии и по своим архитектурным достоинствам, и по своим размерам. Общая стоимость здания, исчисленная по смете, составляла 100 тысяч рублей, не считая иконостаса, утвари и украшений. Размеры храма составляли 65 х 40 аршин (мы пересчитали на метры – примерно 46 х 28 м). Архитектура выдержана в византийском стиле. В подвальном полуэтаже размещался еще один храм – теплый, который использовали в зимнее время. Постройку храма планировалось закончить в пять-шесть лет. Храм строился на пожертвования местных жителей, часть средств расходовалась на самые неотложные нужды и возведение подсобных помещений. Украшен же храм был ценной утварью, пожертвованной черноморцами. Самым известным благотворителем был крестьянин из Ставропольской губернии, села Ново-Егорлыкского, Гавриил Захарович Петров. Он вручил 10 000 рублей на постройку храма, не отказываясь впредь помогать в случае нужды…» А о завершении строительства монастыря мы нашли сведения в статье О.И. Шафрановой «Деятельность женских северокавказских монастырей и общин во второй половине XIX – начале XX веков». «В 1903 году община купила 16 десятин земли, подворье с домом в Екатеринодаре, 27 десятин леса в станице Ставропольской, устроила кирпичную церковь на участке Волошина в станице Корсунской. С 12 апреля 1904 года община стала называться Покровским женским монастырем. В 1909 году на благотворительные пожертвования построена новая двухэтажная кирпичная церковь с тремя престолами: главный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый – в честь Архангела Гавриила, левый в честь Евангелиста Иоанна Богослова и св. праведной Анны…» Государственный архив Краснодарского края предоставил нам возможность узнать о составе насельниц Покровского монастыря. В «Послужном списке настоятельницы, монахинь и послушниц Покровской женской общины Кубанской области за 1902 год» приведены подробные данные о 85 насельницах монастыря: возраст, образование, из какого звания, мирское имя, девица или вдова, когда пострижена в монашество и где, какие послушания выполняет в монастыре, награждения, отпуск, имела ли штрафы, какие имеет способности. В диссертационной работе по отечественной истории Горбовой И.А. «Монастыри Кубани в конце ХVIII – начале ХХ в.» приведен анализ возраста насельниц Покровского монастыря: до 15 лет – 2, до 20 лет – 18, от 21 до 30 – 49, от 31 до 45 – 5, от 45 и более – 6 человек; настоятельницей была монахиня в возрасте 39 лет. Характерно, что в те годы на Кубани в отличие от мужских монастырей, контингент женских обителей был довольно молодым, большей частью до 30 лет. В Покровском монастыре казачки составляли 30% насельниц, крестьянки – 60%, мещанки – 8%. В Справочнике «Православные монастыри Российской империи» (составитель Л.И. Денисов. Москва, 1908 г.) Покровский общежительный нештатный женский монастырь близ станицы Динской Кубанской области стоит под № 370. Основными занятиями сестер названы пчеловодство, садоводство и хлебопашество. Число насельниц монастыря постепенно увеличивалось. Так, в «Справочнике по Ставропольской епархии», который составил Екатеринодарский священник Н.Т. Михайлов в 1911 году, указывается, что в Покровском женском монастыре – 116 монашествующих. К этому времени в обители имелся дом из шести комнат для монастырских священников, было большое здание школы с квартирой для учительницы. В школе грамоты для хуторских детей занятия вела дочь священника, окончившая курсы в Екатеринодарском епархиальном училище – Екатерина Барыкинская. Закон Божий преподавал священник Леонид Вишневский. В статье В.А.Раздольского «Монастыри Кавказской епархии и их роль в культурном развитии Северного Кавказа» сообщаются многие точные данные: при преосвященном Агафодоре в Покровской женской общине была возведена деревянная, обложенная кирпичом пристройка к храму размером 29х20 аршин. В ней, кроме помещения начальницы, находились 8 келий. Стоимость этой постройки составила 4000 рублей. Также было построено здание школы, с помещением для учителя и особой комнатой для приюта детей отдаленных хуторов. Содержание этих детей община взяла на собственный счет. В 1900 г. в школе обучалось 20 детей: часть из них проживала в общине постоянно, а часть приходила из близко расположенных хуторов, приписанных к храму общины. Из сумм училищного совета учительница получала в год 240 руб., а община предоставляла ей квартиру с отоплением, освещением, столом и прислугой. В «Ставропольских епархиальных ведомостях» № 24 за 1906 г. мы нашли описание одного из сестринских корпусов - двухэтажного кирпичного корпуса, построенного в 1904 году на южной стороне монастырской усадьбы. «Длина здания 40 аршин, ширина 18 аршин. В нижнем этаже находятся: просторная трапезная (22 и 18 аршин), две комнаты для помещения сестер и кухня с кладовой. В верхнем этаже имеется 12-ть отдельных комнат, разделенных коридором, по шести с обеих сторон. Комнаты изолированы одна от другой, просторные, светлые; содержатся чисто, опрятно. В 2-х комнатах помещается по две сестры, а в 10 комнатах по три; для каждой имеются постели. В конце коридора небольшой балкон и наружная лестница для выхода из верхнего этажа. Есть внутри здания подъем на верхний этаж из трапезной. Здание прочное, красивое, вполне отвечает своему назначению». У Покровского монастыря была иконно-книжная лавка (Воскресенский А. Покровский женский монастырь в Кубанской области Ставропольской губернии // Ставропольские епархиальные ведомости, 1908). В этой же работе сообщается, что монастырь имел мельницу, а также выращивал лошадей для продажи. В монастыре были ковровые мастерские, которые давали хороший доход. Кроме этого, здесь было налажено вышивание шелком, швейное дело, работала живописная мастерская. Ежегодно весной организовывалась Вознесенская ярмарка, и монастырь выставлял на продажу товары своего производства (Бороденко В.Е. Периоды и основная деятельность монастырей Северного Кавказа (конец ХVIII – начало ХХ вв.). Но самой драгоценной находкой стала для нас статья Алексея Воскресенского, полученная из Справочно-информационного фонда Государственного архива Краснодарского края. Называется статья «Покровский женский монастырь в Кубанской области, Ставропольской епархии (из путевых заметок паломника)», опубликована она в «Ставропольских Епархиальных Ведомостях» №43 за 25 октября 1908 года. Написанные с любовью, эти путевые заметки живо представляют нам не только внешний вид и архитектуру монастыря, но и беззаветные труды по его созиданию матушки игумении с насельницами. Приведем выдержки из них. «Когда путник, идущий по однообразной Кубанской степи, или пассажир, едущий в вагоне ростово-владикавказской железной дороги, утомленный однообразием разстилающегося пред ним ландшафта, ищет на чем бы остановить свое исключительное внимание, их взору за целые десятки верст разстояния внезапно предстает массив весьма большого храма, с ярко горящими на главах его вызолоченными крестами. То – собор Покровского женского монастыря, приютившегося на одном из холмов волнообразной степи Кубанской, на берегу болотистой речки Кочети, в 40 верстах от областного г. Екатеринодара и в 4-х – от железнодорожного полустанка «Пластуновка», среди разбросанных окрест его, то там, то сям, хуторов казачьих. Направляющийся к монастырю путник непрестанно видит его пред собою. Как спасительный маяк среди безбрежной Кубанской степи, как светлая звезда, он служит для него показателем верного пути, маня и привлекая к себе, под священную сень свою. Великая хвала благопопечительнице обители, матери-игумении Рафаиле и ее сестрам, что путем чрезвычайных лишений, скорбей и слез, они смогли в такое короткое время воздвигнуть здесь такой прекрасный жертвенник Богу Живу, подобного которому далеко нет не только в окрестностях, но который бы сделал честь даже любому столичному городу. Как обстоятельства устройства настоящего великолепного храма, так и вообще вся история возникновения и постепенного развития обители до настоящего ее состояния включительно, безмолвно, но красноречиво говорят душе христианской о той непреложной истине, что близ Господь всем призывающим Его, – всем призывающим Его во истине… С самого первого дня вступления своего в отправление обязанностей начальницы сначала сестра Татьяна, а затем она же мать и игумения Рафаила, не жалея своих сил и не покладая рук неустанно трудилась в деле благоустройства своей обители. И Матерь Божия, имени Которой посвящена обитель, очевидным образом благословляла успехом ее начинания: сестры умножались (ныне в обители 120 сестер, из числа которых 7 мантийных монахинь и 40 рясофорных); несмотря на лукавое время всеобщего шатания умов и оскудения веры и благочестия являлись благотворители, своими посильными жертвами облегчавшие матери Рафаиле выполнение ее трудной задачи. Приступив в 1902 году к созиданию величественного собора, она весьма много трудов положила для того, чтобы расположить благочестивых людей к жертвам на это богоугодное дело. Зато и собор, стоивший до 70 тыс. руб., вышел великолепным. Исполненный в древнем русско-византийском стиле, имеющий крестообразную форму, увенчанный 25 главами (5 больших и 20 малых), с ярко блестящими на нем вызолоченными крестами, он представляет собою грандиозное сооружение. Три широкие каменные лестницы ведут в верхний этаж, залитый светом и поддерживаемый четырьмя массивными каменными столбами… Деревянный иконостас нижнего храма высокой и художественной работы, исполнен под мрамор с таким искусством, что издали невозможно отличить его от настоящего; святые иконы – все академической живописи московского художника Епанешникова; потолок храма поддерживается четырьмя громадными каменными столбами. Здесь обращают на себя исключительное внимание богомольца святые иконы: Скоропослушницы и великомученика Пантелеимона (обе афонской живописи) и в теплом храме – прекрасная копия с петербургской чудотворной иконы «Всех Скорбящих Радости», благочестно здесь чтимая. Эту икону подарила в Покровский женский монастырь в 1902 г. жена судебного следователя А.В. Гудима в память исцеления своего мужа И если сооружение соборного храма было в свое время источником скорбей и туги сердечной, потребовавшим безмерных трудов, как от игумении, так и сестер, - зато теперь они имеют великое утешение наслаждаться им. Как гигант стоит он среди обители, и малыми детьми по сравнению с ним кажутся и теплый храм с примыкающим к нему каменным корпусом настоятельских келий, и каменная трапеза с ее круглою и высокою сторожевою башнею, с висящим на ней сигнальным колоколом, и двухэтажный каменный корпус сестринских келий, и два каменных одноэтажных корпуска их же; и один таковой же деревянный. Но как ни благотворна была деятельность монастыря по созиданию храма, она не ограничилась только им одним. Одновременно, один за одним, возникали следующие здания: каменная гостиница для приема богомольцев, каменный дом для священника, саманное здание для школы грамоты, открытой здесь с 1900 года для хуторянских детей, такая же странноприемная, дом для сторожей, такой же дом на черном скотном дворе, деревянная ветряная мельница, не говоря о множестве других хозяйственных служб. Кроме того, благодаря трудам сестер, увеличен до весьма значительных размеров оставшийся после А.А. Радченко фруктовый сад, с виноградником при нем, и заведен новый, на восточной стороне обители… Вся внутренняя площадь монастыря покрыта тенистыми лиственными деревьями, среди которых находится глубокий колодезь с чистою и вкусною водою, пред которым, – в каменном киоте, устроенном наподобие часовни, – образ Спасителя, беседующего при источнике с самарянкою… Матерь Божия да покрывает обитель благодатным и честным Своим омофором!» В диссертационной работе Горбовой И.А. отмечено, что созданная на Динской земле Покровская община пользовалась огромным уважением среди казаков и казачек. Многие стремились побывать в ее стенах, сюда ходили на богомолье паломники, стремились подарить что-нибудь на поминовение своей души и своих близких, жертвовали деньги, иконы. Особенно многолюдно в монастыре было в день Покрова Богородицы. Это был престольный монастырский праздник. По-праздничному торжественно звенел благовест с колокольни храма Покрова. В монастырской гостинице не хватало мест для многочисленных паломников. Все пространство у стен монастыря было заставлено арбами, повозками, телегами, колясками. Приезжали из ближних станиц: Пластуновской, Динской, Васюринской, Старомышастовской; а также из Новотитаровской, Старокорсунской, Нововеличковской, Сергиевской, Медведовской, Кореновской, Марьинской, Елизаветинской, Пашковской и других. Все спешили посетить обитель в ее главный храмовый праздник. Таким образом, монастырь процветал и духовно, и экономически. В годы первой мировой войны, когда православные монастыри были призваны участвовать в сборе пожертвований на лечение раненых и помощь солдатским семьям, Покровский женский монастырь выделил на это 500 рублей (данные из сборника «Православная церковь на Кубани». Краснодар, 2001). Разрушение Но наступили годы тяжких испытаний для всей страны. А для монастырей – оплотов Православия – особенно. Октябрьская революция, установление советской власти, гражданская война, власть белых на Кубани. В 1919 году, при генерале Деникине, землеустроительная комиссия Екатеринодарского отдела ведомства земледелия Кубанского краевого правительства постановила оставить Покровскому монастырю близ станицы Пластуновской из принадлежащей ему земли в бесплатное пользование 12 десятин, а за остальные 108 десятин своей земли монастырь должен был платить арендную плату в среднем размере. Но настоящую беду принесло монастырю восстановление на Кубани советской власти. Об этом тоже говорят архивные документы. 5-м мая 1921-го года датировано письмо, адресованное Отделу юстиции, за подписью Председателя Кубано-Черноморского облисполкома. Вот содержание этого письма, хранящегося в архиве: «Кубчероблисполком предлагает вне всякой очереди сделать распоряжение о немедленном и безоговорочном выселении монахинь из Покровского монастыря близ станицы Пластуновской, взять на учет все монастырские угодья с живым и мертвым инвентарем и передать таковые в распоряжение Кубано-Черноморского Областного Приюта». 24 июля 1921 года в присутствии понятых – священника и монахинь – заведующих ризницами – было описано все имущество храмов обители – от драгоценной алтарной утвари и облачений до швабр, ведер, совков и свечных огарков. Изъяты были также большие суммы денег. В акте от 28 июля 1921 года, подписанном секретарем Ликвидационного П/отдела и казначеем Отюста, указана сумма: «нашли их в количестве одного миллиона четырехсот тридцати семи тысяч восьмисот двадцати восьми рублей 26 коп. бумажными знаками, серебряной монетой 1 р. 05 к. и 2 монеты в 10 и 5 пфеннигов и медной монетой 14 р. 21 к.». Большевиками были изъяты все монастырские земельные угодья. Сделан обыск хозяйственных и жилых помещений (в том числе кельи игумении и жилья священника) и территории. Найдены и изъяты большие запасы зерна – всего было вывезено приблизительно пять с половиной тысяч пудов. Зерно вывозилось на ссыпной пункт станицы Динской и увозилось автомобилями в город Краснодар. 25 июля 1921 года, на основании ст. 12 декрета об отделении церкви от государства и инструкции к нему, были изъяты и переданы в отдел юстиции Кубчероблисполкома печать монастыря и угловой штемпель. А на следующий день у монастыря был отобран малый храм («как совершенно излишний») для устройства библиотеки и театра в колонии малолетних преступников, которая была переведена в Покровский монастырь. Монахини вынуждены были проживать на одной территории с преступниками. Из монастырских храмов для приют-колонии были изъяты мебель, платки, полотенца, ткани, занавески (даже завесы с Царских врат). На этом доступные архивные сведения о Покровском монастыре обрываются, т.к. без печати и штампа организация официально не существует. Поскольку малолетние преступники не могли ухаживать за посевами на такой большой площади и убирать урожай, на базе монастыря была образована сельхозартель «Правда». Это мы узнали из хранящегося в краевом госархиве постановления коллегии Кубано-Черноморского областного Земельного отдела: в июле 1921 года коллегия Облземотдела постановила «уборку урожая 1921 года произвести в так называемой Покровской трудовой с/х земледельческой производственной артели «Правда», устранить от всякого вмешательства в дела земледельческого хозяйства колонию малолетних преступников, забрать по акту у колонии всё имеющее отношение к сельскому хозяйству артели, как то с/х орудия, живой инвентарь, складочные помещения и т.п. и т.д.» Несколько лет существовала сельхозартель, в ней трудились насельницы монастыря. Затем сведения об артели в архивах прерываются. В жизнеописании архиепископа Краснодарского и Кубанского Феофила (Богоявленского) среди информации о жестоких репрессиях на Кубани мы нашли о Покровском монастыре следующее: «…В 1924 всех монахинь (300 человек) Покровского женского монастыря, находившегося около станицы Пластуновской, насильно вывезли и на их глазах расстреляли монастырское начальство, кроме игуменьи, которая в это время отсутствовала». Об уничтожении остальных насельниц мы в настоящее время имеем только устное свидетельство – одна из монахинь Апшеронского женского монастыря, родом из станицы Динской, рассказала нам, что знает от своих предков следующее: со всех монахинь Покровского монастыря сняли монашеское облачение и раздели до сорочек, и в таком виде их, плачущих, пригнали в станицу Динскую, где в одном из домов мучили, а затем всех расстреляли. Основываясь на этом устном свидетельстве, мы молимся на каждой панихиде в нашей обители об убиенной игумении Рафаиле с сестрами. Монастырские храмы были разрушены. Из статьи в Динской районной газете за 24 октября 2013 г.: «…В 20-е годы монастырь был закрыт, помещения стали использовать для хозяйственных нужд. В эти же годы монастырь был частично разрушен выстрелами из тяжелых орудий с ближних курганов прямой наводкой...». Нам долго не удавалось найти никаких иллюстраций Покровского монастыря, хотя бы фотографии его внешнего вида. Но мы не теряли надежды и продолжали поиск. Неожиданно нам попалась статья под названием «История сельской школы» в газете «Трибуна» Динского района от 7 июня 2011 года. Автор - Клавдия Михайловна Пономарева, бывшая учительница школы поселка Украинский и нынешний секретарь ТОС № 16. В статье рассказывается, как до революции вдова войскового старшины Анна Радченко пожертвовала землю близ станицы Динской в 35 верстах от Екатеринодара для устройства и обеспечения обители, там был построен Покровский женский монастырь, в 1909 г. торжественно освящен храм, а при монастыре была школа, в 1921 году в Покровском женском монастыре создана детская трудовая колония, где была не одна сотня подростков. А в 1931 году близ станицы Динской на территории бывшего женского монастыря образовался птицеводческий совхоз и возникло поселение – поселок Украинский. Под школу приспособили единственное сохранившееся от монастыря здание – бывшую монастырскую школу, которую называли «дом игуменьи». В 1956 году построили новую светлую школу с большими окнами, а монастырскую отдали под квартиры, а затем снесли (вместо того, чтобы сохранить как памятник архитектуры!). К 80-летию поселка местный художник Владимир Михайлович Бондарев по фотографиям и воспоминаниям написал картину «Покровский храм». Храм на ней изображен уже без куполов и крестов, т.е. в 20-е годы. Фото этой картины – пока единственное живописное свидетельство о разрушенной обители. По этому фото и по имеющемуся описанию, по нашей просьбе, специалистами будет сделана реконструкция внешнего вида Покровского собора, который был огромным и построен в византийском архитектурном стиле. Итак, монастырь был разграблен и полностью разрушен, а монахини – его насельницы - погибли от руки безбожной власти. Однако Бог поругаем не бывает! Вместо разрушенного женского Богородичного монастыря вырос новый. По промыслу Божию. Под покровом Пресвятой Богородицы. В 2005 года у краснодарского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» в 10 км от разрушенного большевиками Покровского монастыря появилось подворье. | |
Просмотров: 1641 | |
Всего комментариев: 0 | |